Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры в процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.
Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.
Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:
1. Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;
2. Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;
3. Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;
4. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;
5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности.
В первую очередь возмещаются расходы:
- арбитражного суда;
- ликвидационной комиссии;
- распорядителей имущества;
- удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.
Затем выполняются обязательства перед:
- работниками предприятия-банкрота;
- удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения;
- требования кредиторов, не обеспеченные залогом;
- требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;
- прочих требований.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме;
6. Разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно-правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.
Ликвидация предприятий путем внесения изменений: смены учредителей, Директора, главного бухгалтера, юридического адреса и наименования Организации. Суть заключается в том, что права и обязанности учредителей ликвидируемого предприятия переходят к новым учредителям. Данный вариант ликвидации имеет свои плюсы — небольшие сроки и стоимость. По законодательству РФ ответственность за деятельность организации несет Директор и главный бухгалтер (или в некоторых случаях и учредитель предприятия).
При осуществлении сделки купли-продажи предприятия ответственность за деятельность предприятия переходит на новых учредителей и руководящий состав.
Документы, необходимые для ликвидации предприятий:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
- свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (ИНН);
- свидетельства о регистрации изменений, если есть;
- устав;
- изменения к Уставу (если есть);
- учредительный договор (если есть);
- решение (протокол);
- приказ о назначении Директора;
- выписка из государственного реестра юридических лиц;
- справка о кодах статистики;
- извещения из фондов (ПФ, ФОМС, ФСС);
- печать.
Смена участников (акционеров) проходит на основании договора уступки доли в уставном капитале (для ООО), либо договора купли-продажи акций по номинальной стоимости (для ЗАО). Далее, уже новым участником (акционером) будет принято решение о смене руководителя, согласно которому Директор будет освобожден от должности и назначен другой Директор. Процедура включает в себя комплекс мероприятий по переоформлению ликвидируемой фирмы и передаче деловой документации фирмы новым учредителям и новому Директору.
Ликвидация предприятия, согласно описываемого варианта проводится путем присоединения к другому предприятию и в соответствии с действующим законодательством называется реорганизацией. Все права и обязательства ликвидируемого предприятия при присоединении переходят к организации, к которой присоединяется ликвидируемое предприятие.
Присоединение считается завершившимся с момента внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. В этом случае ликвидируемая организация прекращает свое существование с момента исключения ее из госреестра.
Необходимые документы:
1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
2. Свидетельство о постановке на налоговый учет;
3. Устав;
4. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
5. Решение (протокол) о создании юридического лица;
6. Учредительный договор (если есть);
7. Приказ о назначении руководителя;
8. Письмо Государственного комитета статистики;
9. Уведомление о постановке на учет юридического лица в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
10. Уведомление о постановке на учет юридического лица в качестве страхователя в фонде социального страхования;
11. Уведомление о постановке на учет юридического лица в качестве страхователя в фонде пенсионного страхования; 13. Копии паспортов директора, учредителя (ей);